Дата публикации: 20.12.2017
0
Существует мнение, что устройство ограничения скорости на транспортном средстве, том, где оно обязательно по закону, может заменить другая штатная система автомобиля, которая уже внедрена в автомобиль, но основной ее функцией ограничение скорости не является. Это заблуждение.
Попытаемся объяснить это на примере КАМАЗа. Существует письмо от Научно-технического центра ПАО «КАМАЗ» №06001-114 от 10.03.2016., о том, что по мнению производителя автомобиля КАМАЗ, штатный блок ADM автомобиля это и есть устройство ограничения скорости УОС.
В соответствии с Правилами перевозки опасных грузов, утвержденных Постановлением Правительства 272 от 15.04.2011 перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами. Таким образом, ДОПОГ определяет ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕВОЗКЕ опасных грузов. Однако, транспортное средство, которое осуществляет перевозку опасных грузов является объектом технического регулирования, требования к которому в соответствии с ФЗ-184 «О техническом регулировании» определяются Техническим регламентом. В настоящий момент Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011). Пункт 73 ТР ТС 018/2011 гласит: Порядок и объем проведения проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, определяется национальным законодательством стран – членов Таможенного союза, что и было реализовано в рамках Федерального Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О Полиции» Указанием Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения генерал-лейтенанта полиции Нилова В.И от 21.01.2015 № 13/5-у-288. Пункт 5 Указания Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения генерал-лейтенанта полиции Нилова В.И от 21.01.2015 № 13/5-у-288 гласит: Решение о допуске принимается на основании представленных владельцем транспортного средства документов, при соответствии конструкции и оборудования транспортного средства требованиям приложения «В» Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (далее - ДОПОГ) и раздела 2.5 приложения № 6 к ТР ТС 018/2011.
Раздел 2.5, в частности п. 2.5.1 приложения №6 ТР ТС 018/2011: Конструкция транспортных средств для перевозки опасных грузов должна соответствовать Правилам ЕЭК ООН №105-04.
Таким образом КОНСТРУКЦИЯ транспортного средства, перевозящего опасный груз, в том числе находящегося в эксплуатации, должна соответствовать правилам ЕЭК ООН №105 вне зависимости от года начала эксплуатации, а так же категории транспортного средства.
Пункт 5.1.4 Правил ЕЭК ООН № 105 требует наличия на транспортном средстве устройства ограничения скорости соответствующего Правилам ЕЭК ООН №89.
Также обращаю внимание, что область применения правил ЕЭК ООН 105 в соответствии с п.1 этих правил (транспортные средства EXII, EXIII,MEMU,OX,AT,FL) расширена до понятия ВСЕХ транспортных средств перевозящих опасные грузы пунктом 2.5.1 приложения №6 ТР ТС 018/2011
В соответствии с п. 2.6.1 Правил ЕЭК ООН №89 устройство ограничения скорости, это отдельное устройство, основная функция которого заключается в регулировании подачи топлива в двигатель с целью ограничения скорости транспортного средства до заданной.
Также в соответствии со ст 20 ФЗ 184 О техническом регулировании, соответствие устройства ограничения скорости требованиям Правил ЕЭК ООН №89 должно быть подтверждено сертификатом соответствия.
Таким образом электронный блок управления ADM3 (Adaption Module as Vehicle Control - Модуль адаптации управления транспортным средством) не может являться устройством ограничения
скорости, в соответствии с Правилами ЕЭК ООН №89, в связи с тем, что его основной функцией, как следует из п.2.1 Руководства по эксплуатации Модуля адаптации (ADM3) версии 9.01(написанное производителем этих блоков ADM3 компаниеq Даймлер АГ), является интерфейсом между электрическими и электронными компонентами, установленными на автомобиле, и блоком управления двигателем. В соответствии с п. 2.2.1 этого же Руководства, блок ADM3 осуществляет более 10 важнейших функция (например расчет крутящего момента при определенном положении педали акселератора), в том числе и функцию ограничения скорости. Однако необходимо помнить, что в соответствии с п.2.6.1 и п. 2.1.7 Правил ЕЭК ООН №89 функция ограничения скорости и устройство ограничения скорости- это не одно и тоже, функция ограничения скорости является компонентом устройства ограничения скорости и не является достаточным условием соответствия требованиям п. 5.1.4 Правил ЕЭК ООН №105.
Теперь непосредственно о письме Научно-технического центра ПАО «КАМАЗ» №06001-114 от 10.03.2016.
В этом письме, за подписью Главного конструктора ПАО «КАМАЗ» г-на Валеева Д.Х, однозначно говорится о присутствии функции ограничения скорости на транспортном средстве КАМАЗ 5490-Т5, S5, которая физически реализуется модулем адаптации (ADM3). Также в этом письме говорится, что автомобили КАМАЗ 5490-Т5, S5 полностью соответствуют требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза, однако отсутствует информация о соответствии требованиям Правил перевозки опасных грузов, в частности требованиям приложения «В» Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. – ДОПОГ или Правилам ЕЭК ООН № 105-03. И это совершенно верно, потому что на автомобилях КАМАЗ 5490-Т5, S5 отсутствует устройство ограничения скорости, соответствующее Правилам ЕЭК ООН №89.
А вот о не допустимости установки (внесении изменений в конструкцию транспортного средства) устройства ограничения скорости, информация не является истинной.
Во-первых: в соответствии с письмом 13/Х-10330/15 от 20.07.2015 ГУ по ОБДД МВД РФ данная процедура совершенно законна и даже необходима для транспортных средств перевозящих опасные грузы;
Во-вторых: в соответствии с Гражданским Кодексом, в случае возникновения рекламации в гарантийный период, причиной которой не явилось установленное не санкционированное заводом изготовителем транспортного средства устройство, завод изготовитель не в праве отказать в гарантии, ссылаясь на это устройство.